На главную

Маяковский и музыка

 

Название этого очерка на первый взгляд может показаться странным. Ведь сам Маяковский говорил: «У меня с музыкой давние контры». Однако это всего лишь скромность и нежелание показаться сентиментальным. Поэт всегда был очень чуток к музыке «хорошей и разной», более того, обладал безупречным музыкальным вкусом и слухом, и по результатам недавних исследований, проведённых с помощью новейших компьютерных технологий, оказался в числе самых «музыкальных» поэтов мира. Маяковский рос в семье, где постоянно музицировали, пели русские, украинские и грузинские песни. Сам поэт впоследствии нередко напевал арии из сочинений своих любимых композиторов Мусоргского и Бородина, песни Шуберта и даже многие свои стихи. Он гордился «Могучей кучкой», нашим балетом, знал русские народные песни и мировую классику. Знаменательно, что молодой поэт напомнил Репину Мусоргского: действительно, духовная и душевная связь поэта и композитора несомненна. В то же время Маяковский терпеть не мог пошлой мещанской музыки, заезженных опер. Известно его неприятие «Острова мёртвых» (самого спорного произведения Рахманинова), сдержанное отношение к музыке модного в Европе неоклассика Стравинского.
Любовь к сонатам Скрябина сблизила поэта с архитектором, художником и музыкантом Б. Б. Малаховским, который играл Скрябина для Маяковского в своей квартире на набережной реки Ждановки, № 3. Однако любимейшим композитором поэта был Сергей Прокофьев, которого он рисовал (рисунок с дарственной надписью не сохранился). Они были очень близки — первый поэт и первый композитор ХХ века. Мне доводилось видеть в Музее Маяковского в Москве одну из его записных книжек с названиями лирических произведений Прокофьева, которые тот играл для поэта в Берлине в 1927 году. Маяковский специально заехал к нему, возвращаясь из Парижа.
Маяковский оценил голос Лемешева, сравнив его с Собиновым (Леонидом Лоэнгринычем в стихотворении «Сергею Есенину»). Из многих иронических высказываний поэта вовсе не следует, что он не ценил своих оппонентов и противников. Маяковский был потрясён гением Шаляпина, а тот сказал ему: «Вы в своём деле тоже Шаляпин».
Под влиянием поэта Шостакович написал музыку к пьесе «Клоп». Маяковский оценил музыку С. Каца к «Левому маршу» (другой вариант был создан Г. Эйслером и звучал в исполнении Э. Буша). В поэзии Маяковского очень много музыкальных тем. Там звучат русские народные и революционные мелодии, мотивы частушек и городских романсов, и, конечно, трагические ноты («Про это»). Постепенно его поэзия приобретает колокольное звучание, вызывая в памяти величавые образы древнерусской литературы и живописи. Д. Олдридж назвал поэзию Маяковского гимном. Русскую национальную основу этой поэзии лучше всех ощутил Г. Свиридов в знаменитой «Патетической оратории». Изумительное мелодическое богатство в поэмах Маяковского — начиная от «Облака в штанах» и «Человека». Все они представляют собой грандиозный, неповторимый сплав слова, цвета и звука. Колокольное звучание поэмы «Во весь голос» соседствует с доверительным «Неоконченным». Поэт мечтал о мире, в котором будет «много стихов и песен». Он тяготел к синтезу искусств, и в этом особенно близок нам сегодня.

Автор клипа: Наталья Мостакова

 

 
© Наталья Мостакова. Ставрополь 2012. ©
Русский ТопTop 100: Разное и универсальное Информационно развлекательный проект. Статьи, Новости, Кроссворды, Анекдоты, Обои рабочего стола, рейтинг сайтов Каталог сайтов Каталог сайтов, желтые страницы
Культура и искусство каталог сайтов Ставрополь
Hosted by uCoz