На главную

Судьба таланта

"То, что я должен сказать"
("Мальчики", "Юнкера")

Даже знающие имя Вертинского с трудом тут же назовут хотя бы пару его шлягеров. Разве что "В бананово-лимонном Сингапуре..." да "Где вы теперь, кто вам целует пальцы?..". Это же Высоцкий пел в "Месте встречи...".
Судьбы заключенных в нас талантов непредсказуемы. Самый счастливый случай - соединение с талантом главного и любимого дела жизни. Потом, если пройдут годы напряженного труда и немного повезет, миру может явиться мастер. Вертинский однажды сказал:

"Талант - это только мандат на право входа туда, где сидят мастера". Найти себя в жизни - тоже талант. Вертинский с, казалось бы, неподходящими для профессионального певца данными, не просто находит себя, становится всемирно известен. Самое главное, - он от начала и до конца создаёт себя сам.

Александр Николаевич Вертинский родился 2 апреля 1889 в Киеве, умер 21 мая 1957 в Ленинграде.
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения певца и 52 года со дня его смерти.

Наш рассказ о величайшем гении начала XX века. Всем, кто заинтересован в совершенстве своей души читать обязательно и слушать творчество гиганта.

Родители Вертинского не состояли в официальном браке. И отцу пришлось официально усыновить детей. Но когда Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи. Всячески препятствуя их общению, тетки сообщили Александру заведомую неправду о смерти сестры.

Гимназические годы Вертинский провел в 1-й императорской Александрийской гимназии, откуда он был довольно быстро исключен за неуспеваемость и дурное поведение.

В начале 1912 артист впервые увидел крошечную рецензию в прессе: полторы строчки в «Русском слове».

В 1913 он попытался исполнить свою мечту — поступить в Московский художественный театр, однако не был принят из-за дефекта дикции: экзамен принимал сам Станиславский, и ему не понравилось, что молодой человек плохо выговаривает букву «р».

"Был я тогда худ и светловолос необыкновенно. Прямо был до жалости блондин. А виски зачесывал не как все, а "из протеста" - наружу к носу".
В 1912 Вертинский познакомился с В. В. Маяковским и выступал в кафе футуристов вместе с ним. Но мир футуристов, их философия не были близки Вертинскому.
Футуризм рассматривался молодым артистом как возможность эпатировать публику, обратить на себя внимание, выделиться. За исключением Маяковского, талантом которого Вертинский искренне восхищался, по его мнению, футуристы просто притворялись “гениями”.
Гораздо большее внимание на него большее влияние оказали поэзоконцерты Игоря Северянина.
Вертинский успешно снимался в немом кино  на съемочной площадке он подружился со звездами русского кино нач. 20 в. — Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. Как и все тогда Вертинский был неравнодушен к ней.

Посвящая ей песенку "Маленький креольчик", он впервые придумал и написал на нотах: "Королеве экрана". Ещё многие песенки были посвящены ей, в том числе и "Ваши пальцы пахнут ладаном", но прочитав текст песни Холодная потребовала снять посвящение. Спустя несколько лет Вертинский узнал о смерти Веры Холодной и вернул посвящение.     

Вспомним ёще одну звезду начала 20-го века. Веру Холодную. И ещё один юбилей!
Актриса родилась 5 августагода в Полтаве, а умерла 17 февраля 1919 в Одессе. В этом году исполняется 90 лет со дня смерти звезды русского кино (116 лет со дня рождения).
Обычно считают, что пальцы пахнут ладаном оттого, что женщина умерла, и на нее кадят во время отпевания. Но вот другое толкование: ладаном пахли ее любимые духи.
Вертинский не "эстрадный исполнитель" или "шансонье". Даже не "бард", потому что "бард" - это другое поколение и другая среда, только "поэт". Поэт, который исполнял свои стихи. Его тексты заставляют нас смеяться и плакать, и думать:

"Почему не я это написал, и получится ли: так просто и так здорово". Белогвардейский генерал Слащов говорил о его стихах: «Господа, мы все знаем и чувствуем это, только не умеем сказать. А он умеет».

В этом умении будто шутя играть сменой настроений, легко балансировать между кокетливой позой и естественностью осанки, между искусственностью манеры и подлинностью искусства – весь Вертинский, все обаяние его грациозного дара.
Когда читаешь Вертинского, все время попадаются упоминания одежды, духов, аксессуаров. Это его "фишки" - смальта в мозаике. Они оказываются символом влюбленности, грусти, надрыва, темы, проходящей через все творчество Вертинского. И развеется от несчастной любви можно, занявшись собой, примерив в очередной раз маску денди, кочующего по миру, никого не любя.
В своих стихах он стремился показать, что никем не понятый, одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира. Именно поэтому песенки Вертинского оказались «впору любому», каждый мог увидеть в них себя. Он избавился от традиций русского романса, которые уже стали рутиной, и предложил эстраде другую песню, связанную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре.
Романс «Юнкера» родился у Вертинского в октябре 1917 года под впечатлением от гибели московских юнкеров в столкновениях с большевиками во время Октябрьского переворота. Когда в Москве в церкви Вознесения на Никитской улице (где Пушкин венчался с Натальей Гончаровой) отпевали погибших, Вертинский также присутствовал на этой панихиде.
Спустя несколько дней он написал и исполнил эту элегию. В черной визитке, с траурным креповым бантом на рукаве. Стоял неподвижно, с закрытыми глазами и пел своих «Юнкеров», многие плакали. Романс возбудил интерес не только у зрителей, но и Чрезвычайной комиссии. Когда Вертинский возмущенно заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил четкий, лаконичный ответ в духе времени: «Надо будет, и дышать запретим!».

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожавшей рукой!
Только так беспощадно, так зло и  ненужно
Опустили их в Вечный покой!

Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искажённым лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их ёлками, замесили их грязью,
И пошли по домам - под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать.

И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти, к недоступной весне!


Октябрь 1917, Москва

« Граждане! Будьте спокойны! Концерт продолжаться не будет. Приготовьте ваши документы». …Так закончился последний концерт Вертинского в Москве».  

 

Автор клипа: Алина Аскадуллина

ВЕНОК

Вот и все. Панихида кончена.
Над собором пробило час.
Этой пытке остро-утонченной
Предаюсь я в последний раз.

Синеватые нити ладана,
Недоплаканных слез комок -
Все понятно и все разгадано.
Эти строки - любви венок.

Что ж тебе пожелать? Любовника?
Или счастья на двух персон?
Не забудь позабыть виновника,
Что нарушил твой сладкий сон.

Он обманут мечтой-гадалкою,
Умирает один в глуши.
Не сердись за попытку жалкую
Докричать до твоей души.

Я любовь твою, я, как веточку,
Засушу между старых книг.
Время быстро сотрет отметочку,
Все сотрет его грозный лик.

Ну, прощай, моя птица бедная,
Королева моих вершин.
Ты теперь навсегда безвредная,
Он долюбит тебя один.


1921, Бессарабия

ЗЛЫЕ ДУХИ

Я опять посылаю письмо и тихонько целую страницы
И, открыв Ваши злые духи, я вдыхаю их сладостный хмель.
И тогда мне так ясно видны эти черные тонкие птицы,
Что летят из флакона на юг, из флакона "Nuit de Noel".

Скоро будет весна. И Венеции юные скрипки
Распоют Вашу грусть, растанцуют тоску и печаль,
И тогда станут легче грехи и светлей голубые ошибки.
Не жалейте весной поцелуев, когда зацветает миндаль.

Обо мне не грустите, мой друг. Я озябшая хмурая птица.
Мой хозяин - жестокий шарманщик - меня заставляет плясать.
Вынимая билетики счастья, я смотрю в несчастливые лица,
И под вечные стоны шарманки мне мучительно хочется спать.

Скоро будет весна. Солнце высушит мерзкую слякоть,
И в полях расцветут первоцветы, фиалки и сны...
Только нам до весны не допеть, только нам до весны не доплакать:
Мы с шарманкой измокли, устали и уже безнадежно больны.

Я опять посылаю письмо и тихонько целую страницы.
Не сердитеь за грустный конец и за слов моих горестных хмель.
Это все Ваши злые духи. Это черные мысли, как птицы,
Что летят из флакона на юг, из флакона "Nuit de Noel".

1925, Берлин

Загадка популярности

 

Загадкой оставалась неизменная популярность Вертинского в любой аудитории. Сам артист неоднократно говорил: «Я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр…»
После революции 1917 Александр Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью.
Он не уходит от людей в башню из слоновой кости, гранатовый павильон или на худой конец маленький домик эстета под Парижем, набитый диковинами. Он - не надломленный нарцисс или треснувшая ваза, он умеет радоваться сквозь слезы и любить жизнь.

Может быть, поэтому, чем дальше, тем меньше у него в стихах становится духов и манто и тем больше строк, вроде «Любовь мою тихо и бережно я несу, как из церкви свечу».

Двадцать пять лет провел А. Н. В. в эмиграции. Его самой заветной мечтой было возвращение на родину!
Сегодня можно говорить о новом всплеске интереса широкой публики к творчеству актера и певца Александра Вертинского. Его произведения стали настолько популярны, что их начали исполнять даже музыканты, обычно тяготеющие к року. О своей жизни Вертинский почти все рассказал в своих песнях, воспоминаниях и письмах.
Сегодня песни Вертинского, его ранние песни опять созвучны времени. Их поют Гребенщиков и Скляр, Богушевская и Свиридова и "Агата Кристи", Малинин и драматические актеры. Можно сказать, что в этом тысячелетии Александр Николаевич вернулся на свою родину еще раз.

 

 
© Наталья Мостакова. Ставрополь 2012. ©
Русский ТопTop 100: Разное и универсальное Информационно развлекательный проект. Статьи, Новости, Кроссворды, Анекдоты, Обои рабочего стола, рейтинг сайтов Каталог сайтов Каталог сайтов, желтые страницы
Культура и искусство каталог сайтов Ставрополь
Hosted by uCoz