- ОБЭРИУ! — крикнул Хармс и пропал.
- Где ты?» — позвал Введенский и другие поэты.
- Я здесь! — сказал невидимый Хармс.
- Идите все сюда!».
Так эти граждане перешли в иную реальность.
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства.
Искусство рождается из души взволнованной, потрясенной, возмущенной, из бунта, из неприятия мира, из желания преобразить мир.
Если искусство трагическое воздействует на души ужасом и состраданием, то искусство сатирическое высокомерно наблюдает «человеческую комедию».
На свете нет людей более печальных и одиноких, чем сатирики.
В эпоху величайших преобразований, когда, казалось бы, всякий смех неуместен, ирония очаровывает сердца, восстает до небес, растекается по миру.
Ни в одной стране мира ирония не получила такого «права гражданства», как в России. Быть может, потому, что русскому народу свойственно острое чувство несоответствия между словами и делом.
Прутков — первый абсурдист в русской литературе. Абсурдность речи — это когда в цикле афоризмов повторяется одна и та же фраза, преподносится список, каталог всевозможных способов обмануть читателя — устроить речевую провокацию.
Именно с этой ложью и боролись в своих произведениях писатели-сатирики.
Введенского и Хармса объединяет «звезда бессмыслицы», цель вот этой бессмыслицы - "в разрушении стереотипов». Поэты ставили над словом и звуком эксперименты, в которых смысл написанного оказывался подчас на последнем месте.
Кстати, сохранилась лишь малая часть из написанного Введенским, небрежно относившимся к своим творениям. Большинство же утеряно им самим или уничтожено осторожными знакомыми и друзьями.
10 декабря 1931 Введенский был задержан. В это же время были арестованы Хармс, Бахтерев, Туфанов и др. Им были предъявлены обвинения в контрреволюционной деятельности по 58 статье.
Но осуждены они были по "литературному отделу" ГПУ. Им инкриминировалось, что своими "заумными стихами" они отвлекают граждан от задач социалистического строительства.
Надо сказать, что у Хармса были как спонтанные проявления жизнетворческого поведения, так и планируемые заранее. Есть очень интересный пример, как он планировал свои акции. Были программы выступлений в различных местах. Например:
"На диспуте. Усы углем. Есть суп.
На выступлении. Есть суп, пить фиолетовую и зеленую жидкость".
Причем, Хармс хотел пропагандировать реальное искусство даже в ресторанах, кинотеатрах - ввести его в жизнь. И он, в частности, предлагал заказывать в ресторане манную кашу, кофе с огурцами.
Ножницами резать огурцы, подвязывать салфетки и кормить друг друга, всем вместе заикаться. То есть были предшественниками любителей хэппенингов и других современных акций.
Уже тогда Хармс такое жизнетворчество проводил в жизнь.
Это показывает, что они были веселейшими людьми не только за белым листом бумаги, но и в реальной жизни.
У писателей сатириков меняется отношение к слову, фразе, высказыванию, речи — «Глаголы на наших глазах доживают свой век, — пишет Введенский.— В искусстве сюжет и действие исчезают. События не совпадают со временем. Время съело события. От них не осталось косточек».
Комические приемы в русской литературе выполняют позитивную созидательную функцию, показывают духовные идеалы авторов.
Хармс просто играл жизнь. Причем свою собственную. И никому не мешал.
Он все время опасался, не слишком ли много смысла в том, что он написал.
Искусство рождается из души взволнованной, потрясенной, возмущенной, из бунта, из неприятия мира, из желания преобразить мир. Гении преображают его своим творчеством!
Молодёжный театр «Музы на сцене» преображает наш мир своими талантливыми выступлениями, полными утонченного эстетства, многообразием затронутых проблем, глубиной раскрытия выбранной темы. Театр, не похожий не на один из существующих, идет своим оригинальным путем, ищет новые формы решения сценических и просветительских задач. Да ещё как! Даниил Хармс, Михаил Зощенко и Саша Чёрный. Кто-то сегодня впервые услышал эти имена, кто-то проверил свои знания рассказов и стихотворений, но все зрители получили удовольствие. Вот только сами ведущие постоянно нервничали и опасались, не слишком ли много смысла в том, что они делают. Браво!
Рэм Лушников |
Всем известно, что у нас Память - просто высший класс!
Мы прочтём стихотворенье -
И запомним всё тотчас!
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне".
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а фикус в это время
Мыл старушку на окне...
Ну о чём тут говорить?
Стал бы я себя хвалить,
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить!
- Ехал фикус на окне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне...
Ну какой же ты чудак,
Только хвастаться мастак!
Лучше ты меня послушай:
Было всё совсем не так!
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
Всем известно, что у нас
Память - просто высший класс!
Ну-ка, сами повторите!
Что получится у вас?
Кирилл Лушников, Наталья Мостакова
|