На главную

Клинический Архив
Гениальности и Одарённости

Безумство или сумасшествие?

Пушкин – ненормальный и по матери, и по отцу. Родственники по матери любили устраивать поножовщину и мучить возлюбленных жен.
Гоголь – сын, брат и кум умолишенных женщин…
Тургенев ненавидел мать за психопатические вспышки характера и пытался бежать…
Короче, быть нормальным бездарем для психики явно полезнее, чем наоборот.
И ведь вот в чем странность – кажется, что природа не обделила, и есть куда развиваться. Коли уж дар Божий и каприз природы, то почему нельзя генетически спрограммировать жизненный путь? Скажем, есть у человека литературный дар.
Творчество прет, душит, заставляет… Пока не выразишь – не заснешь. И водка тут вовсе не лекарство. Скорее, анестезия, болевых ощущений…

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Связь гениального творчества с психическими расстройствами отмечалась на протяжении длительного исторического периода.
Ещё до того, как первый автор смог сформулировать в конкретной форме эту идею, она нашла своё отражение в древнейших языках планеты.
Некоторые из них имеют одинаковые слова, как для обозначения психического расстройства, так и высокой творческой способности: древнегреческое «мания», древнееврейское «нави», санскритское «ниграта» означали и «безумие», и «пророчество», древнеисландское «поэзия, дух».
«Гений и безумство — грань неразличима» 
Древние считали, что необыкновенные творческие способности, как и психические аномалии, вызываются божеством.

Мании известных творцов культуры кажутся довольно интересными.

ЧАЙКОВСКИЙ постоянно пребывал в состоянии депрессии, очень страшило его одиночество. Может, поэтому столь гармонична и удивительна его музыка?
БРЮСОВ ненавидел телефон, категорически не брал трубку, это делала жена, через посредничество которой и вёл разговоры. Повезло, что не застал эпоху мобильного идиотизма?
ЕСЕНИН был болезненно мнительным человеком, ему постоянно казалось, что все сплетничают о нём и плетут против него интриги. Может, этот "букет" и стал одной из главных причин самоубийства?

Песня о гении и безумстве

Александр Сергеич Пушкин
был, конечно, невменяем, -
на мизинце длинный ноготь
никогда себе не стриг.

Николай Васильич Гоголь
плохо ел, боялся женщин
и писал о мертвых душах, -
пусть докажет, что не псих!

Федр Михалыч Достоевский
проиграл все деньги в карты
и роман свой самый главный
озаглавил "Идиот".

У кого не едет крыша,
тот романа не напишет
и картин не нарисует,
и как надо не споет.

Неразлучны гений с психом,
точно голубь и голубка.
Если кто не сумасшедший -
пусть не тронет наших муз!

В каждом творческом союзе
нужен штатный психиатр,
а порядочной психушке
нужен творческий союз.

Говорят, что незадолго до помешательства Свифт, глядя на дерево с засохшей верхушкой, прошептал:
Я очень похож на это дерево. Все идет от головы".
Гений и безумство - Две вещи неотъемлемые?
Для сравнения читаем дневники Кафки и Достоевского
первый гениален, но он явно не в себе, такая мозаичность сознания, такое острое восприятие образов, на первый взгляд незначительных явлений, доведение всего до полного абсурда, спрашиваешь себя: как возможно ТАК написать не будучи нормальным?
Второй гениален абсолютно, но трезвость рассудка налицо
логичные, четкие построения, здравый смысл во всем и, наверное, 
духовность - вот, что отличает и ставит Достоевского выше других писателей и все же оба гениальны.

Определений гениальности великое множество, но граница между талантом и гениальностью остается до конца не определенной.
Мне нравится формула: «талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений — в цель, которую никто не видит».

Таким образом, отличительная черта гения — не одаренность, а отличность, особость, уникальность, нестандартность мышления.

В свою очередь, безумие, сумасшествие характеризуется в первую очередь крайним отклонением психики от стандартов.

Идея, что «гений и безумство вещи совместимые» не является новой. Еще Платон считал творчество «бредом, даруемым нам Богами». Луначарский писал «в глубокой древности художник или поэт был непременно патологическим типом».
Картины Микеланджело до сих пор остаются одними из самых известных в мире. Но! Этот гений игнорировал даже самые базовые «пункты» самосохранения. Мало того, что он купался крайне редко, он практически не менял одежду, засыпая порой даже в обуви. Как говорил помощник художника, иногда Микеланджело настолько долго не мылся, что его кожа слазила сама, как у змеи.

Вложив безумство вдохновений
В холодный разум мудреца,
Я шел в толпе, бесстрашный гений,
Миры познавший до конца.

Моей природой вдохновляясь,
Олив и рощи и сады,
Ветвями до полу склоняясь,
Роняли влажные плоды.

И вновь рожденный смертным - ныне
Я смутно помню блеск венца
В моей тюрьме, в моей пустыне,
В моем бессильи - до конца.

Френсис Гальтон говорил, что гениальность — отклонение от нормы сродни безумию. Тему «гений и безумие» развивали виднейшие ученые и искусствоведы. самым значительным исследованием, призванным подтвердить тезис о взаимосвязанности гениальности и сумасшествия, является работа итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо «Гений и помешательство».
Ломброзо считал, что для гениев характерно: отсутствие твердого характера; неестественное, слишком раннее проявление способностей; частная смена настроений; доходящая до абсурда оригинальность.
Почти все придавали особое значение своим сновидениям; многие из них обладали большим черепом, но неправильной формы. Но самая существенная черта помешанных гениев — это чередование перемежающихся состояний возбуждения и упадка сил — у них это принимало патологический характер.
О гениальных, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, утверждал Ламброзо, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными.
Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену. И хотя «Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Наполеон, Ньютон и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее».

Ничем не сдерживаемое воображение их создает такие причудливые образы, от которых отшатнулся бы здоровый ум, признав их нелогичными, нелепыми…»
С потерей рассудка фантазия приобретает полный, тогда как у нормальных людей здравый смысл, не допускающий их до иллюзии или галлюцинации, в известной степени подавляет в них эстетические и артистические наклонности».
«Отсюда уже понятно, каким образом самое искусство может, в свою очередь, способствовать развитию душевных болезней и даже вызывать их. Вазари рассказывает о живописце Спинелли, что когда он после многих бесплодных попыток нарисовал наконец Люцифера во всем его безобразии, то последний явился ему во сне и укорял, зачем он изобразил его таким уродом. Этот образ потом в продолжение нескольких лет преследовал Спинелли и едва не довел его до самоубийства.
Верга знал другого художника, который, долгое время упражняясь в рисовании змеевидных линий, стал видеть их перед собою днем и ночью, под конец даже превратившимися в настоящих змей. Это до такой степени мучило его, что он пытался утопиться».
Таким образом, Ламброзо, как бы замыкает круг, объясняя, что сумасшествие и гениальность именно взаимно связаны, то есть не особенно важно, что является причиной, а что следствием.
Откуда приходят озарения? Гении часто во сне совершают открытия, нередко им «диктуют» умершие гении. Менделеев во сне открыл таблицу элементов. К Ньютону решение большинства задач пришло во сне. Философ Кардано увидел сон, в котором Ньютон открыл всемирный закон тяготения, и сказал ему об этом, хотя понятия не имел, о чём идёт речь.

Спустя время Ньютон открыл этот закон. Паскаль во сне ставил опыты, наяву они привели к открытию. Шуман считал, что мелодии ему диктуют Бетховен и Мендельсон из своих могил.

Вообще, сильные умы обладают и сильными страстями, которые придают особенную живость всем их идеям. Именно эта слишком сильная впечатлительность даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Она  порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен. «Человек — самое тщеславное из животных, а поэты — самые тщеславные из людей», — писал Гейне, подразумевая, конечно, и самого себя. В другом письме он говорит: «Не забывайте, что я — поэт и потому думаю, что каждый должен бросить все свои дела и заняться чтением моих стихов».
Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой сил…меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм — вот жестокая расплата за высшие умственные дарования, которые они тратят.

Ламартин часто говорил: «Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня».Гаррингтон воображал, что мысли вылетают у него изо рта в виде пчел и птиц, и прятался в беседку с метлой в руке, чтобы разгонять их.А герой «записок сумасшедшего Н.В. Гоголя считал, что мозги приносятся ветром со стороны Каспийского моря!!!

Михаил Врубель "ДЕМОН"

В чём тайна вечная безумства,
Какая боль сквозит из глаз? –
Надрыв души, смятенье чувства
От вероломства грешных нас?

Безумный демон, страж пустыни,
Объятый скорбью вековой,
Познавший мрак и блеск гордыни,
Всю алчность бездны мировой,

Смущённый жалкой суетою,
Вкусив весь бред людских забав,
Вспарил крылами над толпою,
Свой одинокий путь избрав,

В пустынном сумраке лиловом,
Изверясь в дружбе и любви,
Над миром бренным и суровым
Застыл с досадой льда в крови…

В бессилье скрещенные пальцы,
Недвижный отрешённый взгляд…
Ничто не оживит скитальца –
В нём вечной муки тлен и яд.

 

Автор клипа: Наталья Мостакова

Автор клипа: Наталья Мостакова

 

 
© Кирилл Лушников, Наталья Мостакова. Ставрополь 2009. ©
Русский ТопTop 100: Разное и универсальное Информационно развлекательный проект. Статьи, Новости, Кроссворды, Анекдоты, Обои рабочего стола, рейтинг сайтов Каталог сайтов Каталог сайтов, желтые страницы
Культура и искусство каталог сайтов Ставрополь
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz