На главную

Рождественские истории

В спектакле:

Ксения Пашковец
 

Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов "Ирония судьбы"


Надя входит, снимает пальто, проходит в комнату. Зажигает свет. Сначала она не замечает Лукашина. Достает из сумки какую-то покупку, кладет на стол. Затем подходит к шкафу, вынимает из него новогоднее платье, кладет его на тахту и… замечает, что на ней спит чужой мужчина. Надя вскрикивает. Но на Лукашина это не производит ни малейшего впечатления. Он продолжает спать. Надя не знает, как ей поступить.
Надя. Эй! Эй, вы! Вставайте! Что вы здесь делаете? Кто вы такой? Проснитесь! Немедленно! Слышите! 
Лукашин. Не надо меня трясти!.. Кошмар какой-то! 
Надя. Ну хорошо! Берегитесь! (Выходит и возвращается с чайником). Я вас в последний раз предупреждаю… 
Лукашин. Ой, как хорошо!.. Ой, поплыли! (просыпается.) Вы что? С ума сошли! Выметайтесь отсюда!
Надя.Это неслыханно! Что вы здесь делаете?
Лукашин. Я… Мы… Мы тут спим! Кто вы такая? Что вам здесь нужно?
Надя. Как вы сюда вошли? Что вы здесь разлеглись? Ну-ка, выкатывайтесь немедленно!
Лукашин. Ну, это уж нахальство! Мало того, что вы ворвались ко мне в квартиру, вы ведете себя как бандитка!
Надя. К вам в квартиру?
Лукашин. Да, представьте себе, я живу здесь уже семь лет!
Надя. А где, по-вашему, живу я? (опускается на стул.)
Лукашин. Этого я не знаю. Пожалуйста, уйдите отсюда, и как можно скорее. Сейчас придет моя невеста, и я совсем не хочу, чтобы она застала меня с какой-то женщиной!
Надя. Объясните мне, наконец, почему ваша невеста будет искать вас у меня дома?
Лукашин. Мне не до шуток. Который час?
Надя. Скоро одиннадцать! Ко мне должны прийти с минуты на минуту. И ваше присутствие здесь необязательно.
Лукашин. Но почему ваши гости придут ко мне встречать Новый год? И как вы сюда забрались?
Надя. Послушайте, вы хоть что-нибудь соображаете? Вы где находитесь, по-вашему?
Лукашин. У себя дома! 3-я улица Строителей, 25, квартира 3!
Надя. Нет, это я живу: 3-я улица Строителей, 25, квартира 3!
Лукашин. Извините, пожалуйста. Здесь живем мы с мамой в отдельной квартире. Полезная площадь двадцать четыре метра. И соседей у нас нет!
Надя. Извините, это у нас с мамой отдельная квартира полезной площадью в двадцать четыре метра!
Лукашин. Не могу сказать, что у нас с вами большие квартиры.
Надя. Это очень ценное наблюдение. Я была бы вам крайне признательна, если бы вы… как можно скорее испарились!
Лукашин. Это какой-то бред! Мама!
Надя. Мама ушла!
Лукашин. Чья мама ушла?
Надя. По счастью, у нас с вами разные мамы!
Лукашин И они обе ушли… Караул!
Надя. Кто-то из нас двоих наверняка сумасшедший!
Лукашин Я знаю кто…
Надя. Я тоже… 
Лукашин. (осматривается, сомнение закрадывается в его душу) А зачем вы передвинули шкаф?
Надя. Как его внесли, так он здесь и стоит!
Лукашин. Но это же моя мебель. Румынский гарнитур за восемьсот тридцать рублей!
Надя. И двадцать рублей сверху!
Лукашин. Я дал двадцать пять… А почему мама поставила на стол чужие чашки?
Надя. Кажется, вы начинаете прозревать.
Лукашин Значит, вы пришли, передвинули шкаф, заменили чашки и… куда вы дели люстру?
Надя Отвезла в комиссионный магазин!
Лукашин Где я?
Надя 3-я улица Строителей, 25, квартира 3!
Лукашин. Но честное слово, это мой домашний адрес! Хотя мне кажется, я все-таки в чужой квартире!
Надя. Наконец-то! Теперь вы можете уйти со спокойной душой.
Лукашин. Но куда же я пойду, когда я дома! Я жду Галю, она придет по этому адресу. Я здесь прописан. (достает паспорт и читает.) Вот… город Москва, 119-е отделение милиции. Прописан постоянно по 3-й улице Строителей, 25, квартира 3.
Надя. Значит, вы думаете, что вы в Москве!
Лукашин А где я, по-вашему? 
Надя (достает из сумки паспорт, протягивает Лукашину)
 Лукашин  Город Ленинград, 306-е отделение милиции, прописан постоянно: 3-я улица Строителей, 25… (Возвращает паспорт) Вы что же… намекаете, что я нахожусь в Ленинграде? 
Надя торжествующе молчит
Лукашин  Но как я мог попасть в Ленинград? Я ведь пошел в баню…
Надя. С легким паром!
Лукашин. Спасибо!

… Мне казалось, что этот ритуал под названием «свадьба» ничто иное как финал волшебной сказки. Нам никогда не рассказывают, что было потом. Нам не говорят, как золушка свела принца с ума своим вечным стремлением добиться в замке идеальной чистоты. Потому что она скучала по своей работе. Нам не говорят, что было потом – потому что потом ничего не было...

...Люди стали одинокими, разобщенными, как вы сказали…Любовь – это миф. Манипулирование... 

Кирилл Лушников
Анна Белокрылова
Александр Новиков

ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ,
ЭМИЛЬ БРАГИНСКИЙ
«Ирония Судьбы или
С лёгким паром»

МИХАИЛ БУЛГАКОВ
«Иван Васильевич»

ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА
«Джентльмены Удачи»

РИЧАРД КЁРТИС
«4 свадьбы и одни похороны»

БОРИС БЕДНЫЙ
«Девчата»

ШЭНА ЛАРСЕН
«200 сигарет»

ДЖОН АПДАЙК
«Иствикские ведьмы»

АНДРЕ КАЙАТ
«У зеркала два лица»

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС
«Рождественские повести»

"Ирония судьбы"

Наталья Мостакова, Кирилл Лушников

"У зеркала два лица"
 
 
 

 

Чарльз Диккенс "Рождественские повести"
 
Огонь в очаге еле теплился - мало проку было от него в  такую  холодную
ночь. Скруджу пришлось придвинуться вплотную к решетке и низко нагнуться над
огнем, чтобы ощутить слабое дыхание тепла  от  этой  жалкой  горстки  углей.
Камин  был  старый-престарый,  сложенный  в  незапамятные  времена  каким-то
голландским  купцом  и  облицованный  диковинными  голландскими   изразцами,
изображавшими сцены из священного писания. Здесь были Каины и Авели,  дочери
фараона и царицы Савские, Авраамы и Валтасары, ангелы, сходящие на землю  на
облаках, похожих на перины, и апостолы, пускающиеся в  морское  плавание  на
посудинах, напоминающих соусники, - словом, сотни фигур,  которые  могли  бы
занять мысли Скруджа. Однако нет - лицо  Марли,  умершего  семь  лет  назад,
возникло вдруг перед ним, ожившее вновь,  как  некогда  жезл  пророка  *,  и
заслонило все остальное. И на какой бы изразец Скрудж ни глянул,  на  каждом
тотчас отчетливо выступала голова Марли - так, словно на гладкой поверхности
изразцов  не  было  вовсе  никаких  изображений,  во   зато   она   обладала
способностью воссоздавать образы из обрывков мыслей, беспорядочно мелькавших
в его мозгу.
     - Чепуха! - проворчал Скрудж и принялся  шагать  по  комнате.  Пройдясь
несколько раз из угла в угол, он снова сел  на  стул  и  откинул  голову  на
спинку.  Тут  взгляд  его  случайно  упал  на  колокольчик.   Этот   старый,
давным-давно ставший ненужным колокольчик был, с какой-то  никому  неведомой
целью, повешен когда-то в комнате и соединен с одним из  помещений  верхнего
этажа. С безграничным изумлением  и  чувством  неизъяснимого  страха  Скрудж
заметил  вдруг,  что  колокольчик   начинает   раскачиваться.   Сначала   он
раскачивался еде заметно, и  звона  почти  не  было  слышно,  но  вскоре  он
зазвонил громко, и ему начали вторить все колокольчики в доме.
     Звон  длился,  вероятно,  не  больше  минуты,  но  Скруджу  эта  минута
показалась вечностью. Потом колокольчики смолкли  так  же  внезапно,  как  и
зазвонили, - все разом. И тотчас откуда-то снизу донеслось бряцание железа -
словно в погребе кто-то волочил по бочкам  тяжелую  цепь.  Невольно  Скруджу
припомнились рассказы о том, что, когда в домах появляются  привидения,  они
обычно влачат за собой цепи.
     Тут дверь погреба распахнулась с таким грохотом, словно  выстрелили  из
пушки, и звон цепей стал доноситься еще явственнее. Вот он послышался уже на
лестнице и начал приближаться к квартире Скруджа.
     - Все равно вздор! - молвил Скрудж. - Не верю я в привидения.
     Однако он изменился в лице, когда увидел одно из них прямо перед собой.
Без малейшей задержки привидение проникло в комнату через запертую  дверь  и
остановилось перед Скруджем. И в ту же секунду пламя, совсем было угасшее  в
очаге, вдруг ярко вспыхнуло, словно хотело воскликнуть: "Я узнаю его! Это  -
Дух Марли!" - и снова померкло.
     Да, это было его лицо. Лицо Марли. Да, это был Марли, со своей косицей,
в своей неизменной жилетке, панталонах в  обтяжку  и  сапогах.  Кисточки  на
сапогах торчали, волосы на голове  торчали,  косица  торчала,  полы  сюртука
оттопыривались. Длинная цепь опоясывала его и волочилась за ним по  полу  на
манер хвоста. Она была составлена (Скрудж отлично ее рассмотрел) из  ключей,
висячих, замков, копилок,  документов,  гроссбухов  и  тяжелых  кошельков  с
железными застежками. Тело призрака было  совершенно  прозрачно,  и  Скрудж,
разглядывая его спереди, отчетливо видел сквозь жилетку две  пуговицы  сзади
на сюртуке.
     Скруджу не раз приходилось слышать, что у Марли нет сердца, но  до  той
минуты он никогда этому не верил.
     Да он и теперь не мог  этому  поверить,  хотя  снова  и  снова  сверлил
глазами призрак и ясно видел, что он стоит перед ним, и отчетливо ощущал  на
себе его мертвящий взгляд. Он разглядел даже, из какой  ткани  сшит  платок,
которым была окутана голова и шея призрака, и подумал, что такого платка  он
никогда не видал у покойного Марли. И  все  же  он  не  хотел  верить  своим
глазам.
     - Что это значит? - произнес Скрудж язвительно и холодно, как всегда. -
Что вам от меня надобно?
     - Очень многое. - Не могло быть ни малейшего сомнения в  том,  что  это
голос Марли.
     - Кто вы такой?
     - Спроси лучше, кем я был?
     - Кем же вы были в таком случае? - спросил Скрудж, повысив голос. - Для
привидения вы слишком приве... разборчивы. - Он хотел сказать  привередливы,
но побоялся, что это будет смахивать на каламбур.
     - При жизни я был твоим компаньоном, Джейкобом Марли.
     - Не хотите ли вы... Не можете ли вы  присесть?  -  спросил  Скрудж,  с
сомнением вглядываясь в духа.
     - Могу.
     - Так сядьте
     Задавая свой вопрос, Скрудж не был уверен в том, что такое  бестелесное
существо в состоянии  занимать  кресло,  и  опасался,  как  бы  не  возникла
необходимость в довольно щекотливых разъяснениях. Но призрак как ни в чем не
бывало уселся в кресло по другую сторону камина. Казалось,  это  было  самое
привычное для него дело.
     - Ты не веришь в меня, - заметил призрак.
     - Нет, не верю, - сказал Скрудж.
     - Что же, помимо  свидетельства  твоих  собственных  чувств,  могло  бы
убедить тебя в том, что я существую?
     - Не знаю.
     - Почему же ты не хочешь верить своим глазам и ушам?
     - Потому что любой пустяк воздействует на них, - сказал Скрудж. -  Чуть
что неладно с пищеварением, и им уже нельзя доверять. Может быть,  вы  вовсе
не вы, а непереваренный кусок говядины, или лишняя капля горчицы, или ломтик
сыра, или непрожаренная картофелина. Может быть, вы явились  не  из  царства
духов, а из духовки, почем я знаю!
     Скрудж был не очень-то большой  остряк  по  природе,  а  сейчас  ему  и
подавно было не до шуток, однако он  пытался  острить,  чтобы  хоть  немного
развеять страх и направить свои мысли на другое, так как, сказать по правде,
от голоса призрака у него кровь стыла в жилах.
     Сидеть молча, уставясь в эти неподвижные, остекленелые  глаза,  -  нет,
черт побери, Скрудж чувствовал, что он этой пытки не вынесет! И кроме  всего
прочего, было что-то невыразимо жуткое  в  загробной  атмосфере,  окружавшей
призрака. Не то, чтоб Скрудж сам не ощущал, но он ясно  видел,  что  призрак
принес ее с собой, ибо, хотя тот и сидел совершенно неподвижно, волосы, полы
его сюртука и кисточки на сапогах все время шевелились, словно на них дышало
жаром из какой-то адской огненной печи.
     - Видите вы эту зубочистку? - спросил  Скрудж,  переходя  со  страху  в
наступление и пытаясь хотя бы на миг отвратить от  себя  каменно-неподвижный
взгляд призрака.
     - Вижу, - промолвило привидение.
     - Да вы же не смотрите на нее, - сказал Скрудж.
     - Не смотрю, но вижу, - был ответ.
     - Так вот, - молвил Скрудж. - Достаточно мне ее  проглотить,  чтобы  до
конца дней моих меня преследовали злые духи, созданные моим же воображением.
Словом, все это вздор! Вздор и вздор!
     При этих словах призрак испустил вдруг такой страшный вопль и  принялся
так неистово и жутко греметь цепями,  что  Скрудж  вцепился  в  стул,  боясь
свалиться без чувств. Но и это было еще ничто по  сравнению  с  тем  ужасом,
который объял его, когда призрак вдруг размотал свой головной платок  (можно
было подумать, что ему стало жарко!) и у него отвалилась челюсть.
     Заломив руки, Скрудж упал на колени.
     - Пощади! - взмолился он. - Ужасное видение, зачем ты мучаешь меня!
     - Суетный ум! - отвечал призрак. - Веришь ты теперь в меня или нет?
     - Верю, - воскликнул Скрудж. - Как уж тут не верить! Но зачем вы, духи,
блуждаете по земле, и зачем ты явился мне?
     - Душа, заключенная в каждом человеке, -  возразил  призрак,  -  должна
общаться с людьми и, повсюду следуя за ними, соучаствовать в  их  судьбе.  А
тот, кто не исполнил этого при жизни,  обречен  мыкаться  после  смерти.  Он
осужден колесить по свету и - о, горе мне! - взирать на  радости  и  горести
людские, разделить которые он уже не властен, а когда-то мог  бы  -  себе  и
другим на радость.
     И тут из груди призрака снова  исторгся  вопль,  и  он  опять  загремел
цепями и стал ломать свои бестелесные руки.
     - Ты в цепях? - пролепетал Скрудж, дрожа. - Скажи мне - почему?
     - Я ношу цепь, которую сам сковал себе при жизни, - отвечал призрак.  -
Я ковал ее звено за звеном и ярд за ярдом. Я опоясался ею по доброй  воле  и
по доброй воле ее ношу. Разве вид этой цепи не знаком тебе?


Кирилл Лушников, Олег Костровский

Олег Костровский, Максим Захарченко

"Джентльмены удачи"

Александр Новиков, Анна Белокрылова, Кирилл Лушников.

"Четыре свадьбы и одни похороны"

Наталья Мостакова, Кирилл Лушников

"Люсин Новый год"

Ксения Шумская, Ксения Пашковец

"Иствикские ведьмы"

Кирилл Лушников, Елизавета Сидоренко

"Двести сигарет"

Кирилл Лушников, Олег Костровский

"Иван Васильевич"

Елизавета Сидоренко, Анна Белокрылова, Ксения Шумская, Ксения Пашковец

"Девчата"

Ана Белокрылова, Олег Костровский

"Девчата"

Наталья Мостакова, Олег Костровский

"Рождественские повести"

© Кирилл Лушников, Наталья Мостакова. Ставрополь 2009. ©
Русский ТопTop 100: Разное и универсальное Информационно развлекательный проект. Статьи, Новости, Кроссворды, Анекдоты, Обои рабочего стола, рейтинг сайтов Каталог сайтов Каталог сайтов, желтые страницы
Культура и искусство каталог сайтов Ставрополь
Hosted by uCoz