На главную

Поэзия Жака Превера

Кадры французских фильмов — набережные Сены с удильщиками, влюбленными и самоубийцами, уличные кабаре и бистро, песенки парижских шансонье — задорные и лукавые, чуть сентиментальные и грустные, песни, в которых отразилась душа города и народа,— неотделимы от поэзии Жака Превера.
Недаром многие его стихи посвящены Иву Монтану и Чаплину. Недаром сам он наряду со стихами пишет сценарии, диалоги и титры к фильмам Рене Клера и особенно Марселя Карне: «Дети райка», «Вечерние посетители», «Набережная туманов», «Врата ночи», «Забавная драма», «Преступление господина Ланжа».
Современные композиторы Франции пишут музыку к стихам Превера, превращая их в популярные песни
Жак Превер в буквальном смысле слова ровесник своего века: он родился в 1900 году. Он — свидетель и участник исторической трагедии эпохи. Две мировые войны, гитлеровская оккупация, напряженные и трудные испытания, выпавшие на долю Франции, отразились в его стихах.
В сложном и противоречивом образном мире Превера два полюса, как бы взаимно исключающие друг друга,— кровь и птицы, гнетуще-страшное и беззаботно-прекрасное, жестокое, беспощадное, почти бредовое, и грациозное, нежное, первородное в своей прелести: птицы и рядом с птицами — цветы, дети, девушки, любовь.
Близость стихов Превера к парижской уличной песне, к эстрадным жанрам, ревю, эксцентрическому фарсу заметны с первого взгляда.
И вместе с тем в этой театрализованной, песенной, динамичной поэзии еще много от поэтической лаборатории, филологических опытов, словесных экспериментов.
Во Франции Превера причислили к поздним сюрреалистам — последователям Андре Бретона, Элюара, Реверди, Арагона. Однако от этих поэтов Превер отошел довольно далеко.

У Превера есть свои излюбленные стиховые ходы, которыми он пользуется большей частью очень остроумно и неожиданно. Эти ходы — результат примечательного свойства современной западной поэзии — ее «атомности», распыленности.
Стих Превера распадается на элементы — элементы фраз, элементы слова. Структура французской фразы обнажается.
Конструкция таких стихов обнажена предельно. И все-таки их эмоциональное воздействие велико.
Превер умеет на маленькой, очень компактной площади стиха виртуозным подбором деталей создать атмосферу любви или страха, смертельной тоски или непринужденного веселья.
Жак Превер родился на окраине Парижа, в Нейи, в семье одновременно буржуазной и аристократической. Школа, обязанности, все, что несет в себе заряд дисциплины и принуждения, ему претило с раннего возраста.
Похоже, что сказывалась наследственность - его отец был такой же. Однажды он встретил сына прогуливающим уроки, причем сам отлынивал от работы, и вместо нравоучений пригласил его в кафе, где они весело скоротали время. В четырнадцать лет Жак распрощался со школой, и дальнейшее образование ему давали парижские бульвары, бистро, праздная толпа. Рос в богеме, сам был богемой, и богема стала его средой обитания.
Это был романтик, бесшабашный бродяга без своего угла, мечтатель и большой трудяга. Сразу же после Первой мировой войны настроениями и умами западной интеллигенции завладело течение сюрреалистов, и Превер был с ними
.
Всегда одетый безукоризненно опрятно, но на свой манер, с эдакой артистичной небрежностью, с неизменной сигаретой или трубкой, Превер был ловелас, имел успех у женщин, причем у известных актрис, у кинозвезд. Обладал к тому же редким свойством - расставаясь со своей пассией, оставался с ней в прекрасных дружеских отношениях.
Превер писал киносценарии и тексты к песням, и то и другое имело успех. Фильмы по его сценариям неизменно ставили знаменитые режиссеры, и в них снимались не менее знаменитые актеры. Ныне это уже классика: "Набережная туманов", "Забавная драма", "Вечерние посетители", "Начинается день", "Дженни", "Ночные двери", "Дело в шляпе". Большинство из них поставлены Марселем Карне и Жаном Ренуаром.
Особенность сценариев Превера, подкупавшая постановщиков и актеров, заключается в пропорционально умеренном сочетании возвышенной поэзии и реализма.
Вершиной такого сочетания признан фильм по его сценарию "Дети райка", который внушительное по составу жюри из 600 специалистов признало лучшим кинематографическим произведением века
и решением ЮНЕСКО в числе еще трех лент объявлен мировым достоянием культуры. Актриса Арлетти, снимавшаяся в главной роли, назвала Превера "великим поэтом экрана".
Не меньшую славу обрел Превер и как автор песен - с 1928 по 1972 годы сделано 175 записей вокальных исполнений на его стихи. Все звезды эстрады имели в своем репертуаре песни на слова Превера - Катрин Соваж, Ив Монтан, Жюльетта Греко, Марлен Дитрих, Симона Синьоре, Тино Росси, Серж Генсбур.
Коронным исполнением в программе Эдит Пиаф были преверовские "Мертвые листья"... В 1954 году за те же "Мертвые листья" Ив Монтан награждается "Золотым диском" - по случаю продажи миллионного экземпляра этой пластинки в его исполнении. Но Роже Вильям побивает рекорд - его запись расходится в двух миллионах...
Первый свой поэтический сборник "Слова" Превер издал, уже будучи маститым литератором, только в 1946 году. Ныне эта широко известная книжечка в 250 страниц издана таким тиражом, о котором не может даже мечтать ни один западный поэт - три миллиона экземпляров!

Кирилл Лушников
Жак Превер
Кирилл Лушников. Наталья Мостакова
Жак Превер
Олег Костровсвкий
Жак Превер

Ксения Шумская

Потушите свет!
На площади Виктуар
Целуются двое!
Их могут увидеть.
Потушите свет!
И оставьте, пожалуйста, их в покое.

Потом будет поздно,
скорее меня поцелуй.
Наша жизнь — это то, что сейчас.

Жак Превер

кофе со сливками,
кофе с ромом,
кофе со сливками,
взбитые сливки,
убитые сливки,
кофе с кровью…

 

Барбара

Помнишь ли ты, Барбара,
Как над Брестом шел дождь с утра,
А ты,
Такая красивая,
Промокшая и счастливая,
Ты куда-то бежала в тот день, Барбара?..
Бесконечный дождь шел над Брестом с утра,
И, когда мы случайно с тобой повстречались,
Улыбался ты,
Улыбнулась невольно и я,
и, хотя мы не знали друг друга,
Все-таки вспомни, вспомни тот день, Барбара!
Вспомни:
Под навесом кто-то тебя ожидал<
И он крикнул тебе:
-- Барбара!--
А ты,
Такая красивая,
Промокшая и счастливая,
Я к нему под дождем побежала,
И он обнял меня,
Барбара!
Не сердись, Барбара, если я говорю тебе "ты":
К тем, кого я люблю,
Я всегда на "ты" обращаюсь:
Тем кто любит друг друга
Я тоже "ты" говорю,
И, хоть с ними совсем не знаком,
    Я приветливо им улыбаюсь.
Помнишь ли ты, Барбара,
Этот город счастливый и мирный,
Эти капли дождя на моем лице,
     Помнишь ласковый дождь,
Что над городом лился с утра,
Дождь над пристанью, над арсеналом,
Над плывущим в Брест кораблем?
О, Барбара!..
Как ужасна война!..
Что стало с тобой под дождем из огня?
Железа и стали?
     Где теперь человек,
Что тогда под навесом меня ожидал, --
Он убит или жив,
Тот, чьи руки так страстно меня обнимали?
О, Барбара!..
Дождь над Брестом идет без конца,<
Но совсем не похож он на ливень тех дней,
Потому что теперь это хмурый и траурный дождь,
Все вокруг затопивший тоской безысходной своей.<
Не гроза это даже
Из железа, стали, огня --
Просто тучи,
Которые, словно собаки,
Подыхают за городом
В тусклом сиянии дня,
Подыхают и прочь уползают,
Уползают, чтоб гнить вдалеке,
Вдалеке-вдалеке от Бреста,
Утонувшего в безысходной тоске.

Дмитрий Пальцев
 



Для тебя, любимая

Я пошел на базар, где птиц продают,
И птиц я купил
Для тебя,
Любимая.
Я пошел на базар , где цветы продают,
И цветы я купил
Для тебя ,
Любимая .
Я пошел на базар, где железный лом продают,
И цепи купил я,
Тяжелые цепи
Для тебя,
Любимая.
А потом я пошел на базар , где рабынь продают,
И тебя я искал,
Но тебя не нашел я,
Моя любимая.

Париж ночью 

Три спички, зажженные ночью одна за другой:
Первая - чтобы увидеть лицо твое все целиком,
Вторая - чтобы твои увидеть глаза,
Последняя - чтобы увидеть губы твои .
И чтобы помнить все это, тебя обнимая потом,
Непроглядная темень кругом.

Птица поет в моей голове.
И мне повторяет что я люблю.
И мне повторяет что я любим.
Птица с мотивом нудным.
Я убью ее завтра утром.

     
     
Как нарисовать птицу 

Сперва нарисуйте клетку
с настежь открытой дверцей,
затем нарисуйте что-нибудь
красивое и простое,
что-нибудь очень приятное
и нужное очень
для птицы;
затем
в саду или в роще
к дереву полотно прислоните,
за деревом этим спрячьтесь,
не двигайтесь
и молчите.
Иногда она прилетает быстро
и на жердочку в клетке садится.
иногда же проходят годы -
и нет
птицы.
Не падайте духом,
ждите,
ждите, если надо, годы,
потому что срок ожиданья,
короткий он или длинный,
не имеет никакого значенья
для успеха вашей картины.
Когда же прилетит к вам птица
(если только она прилетит),
храните молчание,
ждите,
чтобы птица в клетку влетела;
и, когда она в клетку влетит,
тихо кистью дверцу заприте,
и, не коснувшись ни перышка,
осторожненько клетку сотрите.
Затем нарисуйте дерево,
выбрав лучшую ветку для птицы,
нарисуйте листву зеленую,
свежесть ветра и ласку солнца,
нарисуйте звон мошкары,
что в горячих лучах резвится,
и ждите,
ждите затем,
чтобы запела птица.
Если она не поет -
это плохая примета,
это значит, что ваша картина
совсем никуда не годится;
но если птица поет -
это хороший признак,
признак, что вашей картиной
можете вы гордиться
и можете вашу подпись
поставить в углу картины
вырвав для этой цели
перо у поющей птицы. 

Утренний кофе

Он налил себе кофе
В чашку
Он налил молока
В чашку кофе
Он добавил сахар
В кофе с молоком
Маленькой ложечкой
Все размешал
Он выпил кофе с молоком
И поставил чашку на блюдце
Не говоря ни слова
Он зажег сигарету
Пуская кольцами дым
К потолку
В пепельницу стряхнул
С сигареты пепел,
Ни слова не говоря,
Словно не замечая меня.
Он встал
Надел на голову
Шляпу
Надел плащ
Ибо шел дождь
И ушел
В дождь
Ни слова не говоря
Словно не замечая меня
И тогда я
Руками голову крепко сжала
И зарыдала

Моя жизнь
ни позади,
ни впереди,
ни сейчас...
Она внутри...

 

http://lib.rus.ec/b/44378/read Либрусек

http://lib.ru/POEZIQ/PREWER/stihi.txt Либру

http://www.biografia.ru/arhiv/france57.html Лаборатория стиха

http://dalgren.livejournal.com/274716.html кофе со сливками

Поцелуй меня

Это было в одном из кварталов Города Света.
В том квартале всегда темнота и холодное лето.
Там зимою и летом зима,
И воздуха мало...
Он стоял с нею рядом.
Стояли на лестнице оба.
И ночь выползала
Из закоулков и темных углов,
И серою пахло,
Потому что в полдень морили клопов.
И ему говорила она:
- Здесь всегда темнота,
И зимою и летом зима,
И воздуха мало.
Не заглянет к нам солнце,
Оно своим занято делом в богатых кварталах.
Крепко-накрепко меня обними,
Наша жизнь - это то, что сейчас.
Будет поздно потом.
Обними меня крепко.
Здесь все против нас .
Если холод - нам плохо,
И жарко - нам плохо,
Здесь мерзнешь ,
Здесь воздуха нет.
Если ты не обнимешь меня, я умру .
Мне пятнадцать, пятнадцать тебе.
Нам обоим уже тридцать лет .
В этом возрасте уже надо работать,
И значит, есть полное право у нас
Целоваться.
Потом будет поздно,
скорее меня поцелуй.
Наша жизнь - это то, что сейчас.

Я счастлива.
Он сказал мне вчера
что любит меня.
Я счастлива и горда
и свободна как ветер.
Ведь он не сказал
что это навеки.

 
© Наталья Мостакова. Ставрополь 2012. ©
Hosted by uCoz