На главную

Бруно Ясенский «Бал манекенов»

(отрывок)

Бруно Ясенский

Первый акт

Салон одного из первоклассных домов мод в Париже. Слышны придушенные звуки джаз-банда-танго. По сцене кружатся пары мужских и дамских манекенов. Манекены без голов, вместо головы – стержень.

Минуту длится танец. Потом музыка смолкает. Танцующие пары рассыпаются по сцене, частично исчезают в соседних комнатах. На авансцене прогуливаются под руку мужской манекен 1 и дамский манекен 1. Дамский манекен обмахивается большим страусовым пером.

Явление 1

Дамский манекен 1. Какое это блаженство шевелиться, кружиться в танце, упиваться движением! Можно ли выдумать большую муку, как заставить кого-нибудь стоять неподвижно, как камень, целые годы. Только люди способны на такую жестокость! Я удивляюсь сама, что еще не разучилась переставлять ноги. За эти долгие месяцы абсолютной неподвижности мне казалось уже не раз, что я приросла навсегда к полу, что уже не смогу никогда от него отделиться. За одну сегодняшнюю ночь я готова была отдать остаток своей жизни. Двигаться! Перемещаться в пространстве! Чувствовать сладкую истому в суставах рук и ног! Сгибать их, разгибать! Может ли быть счастье полнее? Я не хочу думать, что эта ночь пройдет, придет рассвет и снова надо будет превратиться в неподвижного истукана. При одной мысли об этом мне кажется, что я сойду с ума. (Хватает партнера за руку.) Слушай, 42, почему мы, собственно говоря, не можем устраивать таких балов чаще? Почему мы должны дожидаться карнавала? Почему бы нам не собираться каждую ночь?

Мужской манекен 1. Невозможно. Ты же знаешь, что мы связаны с этим помещением. В другом месте у нас не было бы музыки. Патрон первого этажа, под музыку которого мы здесь танцуем, устраивает бал только раз в году.

Дамский манекен 1. Разве это так уж важно? Разве мы не могли бы обойтись без музыки?

Мужской манекен 1. Могли бы, понятно, но где? У моего патрона – немыслимо. Ты не имеешь понятия, какого труда мне стоило сегодня оттуда ускользнуть. Патрон никогда не оставляет без надзора мастерской. Всегда кто-нибудь из подмастерьев да ночует. Надо выждать момент, когда тот уснет, чтобы выбраться. Но привести туда столько гостей, – разве это мыслимо? Разбудили бы всех!

Дамский манекен 1. Подумаешь, помеха – один человек. Его же можно убить, в крайнем случае.

Мужской манекен 1. Поднял бы шум. Прибегут люди, ничего путного не вышло бы. Люди стали бы нас опасаться. Навсегда приколотили бы к полу. Мы должны действовать крайне осторожно, если не хотим потерять этой капли свободы, которая у нас еще осталась. Нам негде собираться. И не только в моей мастерской: сторожат везде – и у Барклая, и у Сульки, и у Альбы, и у Эсдера, да и в дамских салонах тоже.

Дамский манекен 1.У нас, особенно в карнавал, работают по ночам. Заканчивают платья к балам для заказчиц. Ни на одну минуту не оставляют нас одних. В прошлом году в течение всего карнавала ничего не удалось устроить.

Мужской манекен 1. Если бы не забастовка в вашем ателье, то и в этом году ничего бы не вышло. Вам повезло, что забастовал как раз весь персонал, а патрон не захотел пойти на уступки. У нас в прошлом году, в это же время, тоже забастовали, но было столько срочных заказов, что патрон предпочел с места в карьер дать прибавку, лишь бы не бросали работы. Ничего мы от этого не выиграли.

Дамский манекен 1. Итак, опять мы будем пригвождены к полу, быть может, на целые годы. Теперь, после сегодняшней ночи, когда мы вкусили блаженство движения, нам это будет еще тяжелее…

Музыка начинает играть. Пары начинают танец.

Мужской манекен 1. Не будем отравлять счастья сегодняшней ночи раздумьями о будущих страданиях. Надо пользоваться моментом. (Обнимает партнершу.)

Танцуя, уходят в глубь сцены.

http://lib.rus.ec/b/121918/read

Актеры - удивительное племя, 
И если умирают, то на время, 
Чтоб со слезами пота на лице 
Успеть еще покланяться в конце. 

Моё дело приносит по меньшей мере столько же добра, сколько успокаивающие лекарства.
Любой может пойти туда, куда ведёт его сознание.
Можно жить в воображаемом мире, не испытывая реального ужаса или реальной боли.
Я создаю образы. Я открываю дверь.
Я могу воспламенить и могу исцелить.
Я могу успокоить и дать людям понимание.

 

Письма Эриха Мирии Ремарка к Марлен Дитрих (адаптированный вариант)

Орион замерцал, словно брошь девы Марии, и бутылка, описав дугу, полетела сквозь ночь в воду, как приношение богам за то, что три года  назад в этот день они подарили мне тебя.
Ну что это за жалкая жизнь! Ты на другой стороне земли и время от времени только возьмешь да пошлешь телеграмму. Разве написать письмо так трудно? Я здесь медленно, по-тихому схожу с ума. Один слой воспоминаний накладывается на другой — и везде ты глядишь на меня и задаешь вопросы. Ты правда расспрашиваешь?
Продолжай!

Кто знает, что нам еще предстоит! Беспокойство — вот наш удел и наше счастье, милый, дарованный мне Богом…
Я думаю, нас подарили друг другу, и в самое подходящее время. Мы до боли заждались друг друга. У нас было слишком много прошлого и совершенно никакого будущего. Да мы и не хотели его. Надеялись на него, наверное, иногда, ночами, когда жизнь уносит тебя по ту сторону реальности, к непознанным морям забытых сновидений.

Но потом мы опять забывали о нем и жили тем, что называется жизнью: брошенные на позиции перед неприятелем, храбрящиеся, уставшие и циничные…

По отношению к своим любимым детям Бог столь же добр, сколь и лют. И несколько лет назад он уже подбрасывал нас друг другу. То, что мы этого совсем не осознали, он милостиво не заметил и простил. А сейчас он, будто ничего не случилось, повторил все снова. И опять все едва не лопнуло из-за нас, жаб несерьезных. Но в самый последний день он сам, наверное, решительно вмешался и помог.

Мы просто невероятно подходим друг другу. Мы в равной степени анархичны, в равной степени хитры, понятливы и совершенно непонятливы, в равной степени люди деловые и романтичные. Мы оба любим прекрасные драматические порывы и столь же безудержный смех, мы в полном восторге от того, что в любое время видим друг друга насквозь и в любое время запросто можем попасться на удочку друг другу, мы… ибо только в тебе исполнение всех желаний…

Иногда ты очень далеко от меня, и тогда я вспоминаю: а ведь мы, в сущности, ни разу не были вместе ни в Венеции, ни в Париже. Всегда вокруг нас были люди, предметы, вещи, отношения. И вдруг меня посетило предчувствие, что мы окажемся где-то совсем одни, и ничто не оторвет нас друг от друга, и не позовет никуда, и не помешает обратить наше внимание на себя. Ничто не отрежет кусков от нашего бесконечного дня, и вопрос будет ответом, а простое присутствие — полным счастьем…

Мы будем разбрасывать время полными пригоршнями, у нас больше не будет ни планов, ни назначенных встреч, ни часов, мы станем сливающимися ручьями, и в нас будут отражаться сумерки, и звезды, и молодые птицы.

Ах, что мне известно о тебе? Какая прорва времени потребуется мне, чтобы узнать все это! Разве для нас такая мелочь, как год, один-единственный год, не равен почти пустому белому кругу, еще не открытому, как магические квадраты Северного и Южного полюсов на географической карте?

Сентябрьский возлюбленный, октябрьский возлюбленный, ноябрьский возлюбленный! А какие у тебя глаза в последнее воскресенье перед Рождеством, как блестят твои волосы в январе, как ты прислоняешься лбом к моему плечу в холодные прозрачные ночи февраля, какой ты во время мартовских прогулок по садам, что у тебя на лице под влажным порывистым ветром в апреле, при волшебстве распускающихся каштанов в мае, при серо-голубом свечении июньских ночей, а в июле, в августе?

Мы так похожи: я всегда знаю наперед, как бы ты мне ответил.
Мы живем под одними и теми же звездами. Свет глаз моих! Но ты так далеко от меня, и я пишу и пишу в какую-то бесконечную пустоту…


Краткая биография http://vcisch2.narod.ru/YASENSKY/Yasensky.htm

Андрей Вознесенский

МОНОЛОГ МЕРЛИН МОНРО.

http://www.rupoem.ru/voznesenskij/ya-merlin-merlin.aspx

Кирилл Лушников

***

В. А. Солоухин

«Лозунги Жанны Д'Арк»

http://www.litera.ru/stixiya/authors/solouxin/zvuchal-s-neponyatnoj.html

Ксения Шумская

***

Александр Новиков
Кирилл Лушников
Олег Костровский

 


«Монолог тряпичной куклы» или «Прощальное письмо» Маркеса

Я выжила

Если бы на одно мгновение Бог забыл, что я всего лишь тряпичная марионетка, и подарил бы мне кусочек жизни, я бы тогда, наверное, не говорил все, что думаю, но точно бы думал, что говорю. Я бы ценил вещи не за то, сколько они стоят, но за то, сколько они значат.

Я бы спал меньше, больше бы мечтал, понимая, что каждую минуту, когда мы закрываем глаза, мы теряем шестьдесят секунд света. Я бы шел, пока все остальные стоят, не спал, пока другие спят. Я бы слушал, когда другие говорят, и как бы я наслаждался чудесным вкусом шоколадного мороженого!

Я бы одевался скромнее, валялся бы на солнце, подставив теплым лучам не только мое тело, но и душу. Если бы у меня было сердце, я бы написал всю свою ненависть на льду и ждал, пока выйдет солнце. Я бы полил слезами розы, чтобы почувствовать боль их шипов и алый поцелуй их лепестков.

Если бы у меня еще оставался кусочек жизни, я бы не провел ни одного дня, не сказав людям, которых я люблю, что я их люблю. Я бы убедил каждого дорогого мне человека в моей любви и жил бы влюбленный в любовь. Я бы объяснил тем, которые заблуждаются, считая, что перестают влюбляться, когда стареют, не понимая, что стареют, когда перестают влюбляться! Ребенку я бы подарил крылья, но позволил ему самому научиться летать. Стариков я бы убедил в том, что смерть приходит не со старостью, но с забвением.

Я столькому научился у вас, люди, я понял, что весь мир хочет жить в горах, не понимая, что настоящее счастье в том, как мы поднимаемся в гору. Я понял, что с того момента, когда впервые новорожденный младенец сожмет в своем маленьком кулачке палец отца, он его больше никогда не отпустит. Я понял, что один человек имеет право смотреть на другого свысока только тогда, когда он помогает ему подняться. Есть столько вещей, которым я бы мог еще научиться у вас, люди, но, на самом-то деле, они вряд ли пригодятся, потому что, когда меня положат в этот чемодан, я, к сожалению, уже буду мертв.

Всегда говори то, что чувствуешь, и делай, то, что думаешь. Если бы я знал, что сегодня в последний раз вижу тебя спящей, я бы крепко обнял тебя и молился Богу, чтобы он сделал меня твоим ангелом-хранителем. Если бы я знал, что сегодня вижу в последний раз, как ты выходишь из дверей, я бы обнял, поцеловал тебя и позвал снова, чтобы дать тебе больше. Если бы я знал, что слышу твой голос в последний раз, я бы записал на пленку все, что ты скажешь, чтобы слушать это еще и еще, бесконечно. Если бы я знал, что это последние минуты, когда я вижу тебя, я бы сказал: «Я люблю тебя», и не предполагал, глупец, что ты это и так знаешь. Всегда есть завтра, и жизнь предоставляет нам еще одну возможность, чтобы все исправить, но если я ошибаюсь, и сегодня это все, что нам осталось, я бы хотел сказать тебе, как сильно я тебя люблю, и что никогда тебя не забуду. Ни юноша, ни старик не может быть уверен, что для него наступит завтра.

Сегодня, может быть, последний раз, когда ты видишь тех, кого любишь. Поэтому не жди чего-то, сделай это сегодня, так как если завтра не придет никогда, ты будешь сожалеть о том дне, когда у тебя не нашлось времени для одной улыбки, одного объятия, одного поцелуя, и когда ты был слишком занят, чтобы выполнить последнее желание. Поддерживай близких тебе людей, шепчи им на ухо, как они тебе нужны, люби их и обращайся с ними бережно, найди время для того, чтобы сказать: «мне жаль», «прости меня» , «пожалуйста» и «спасибо» и все те слова любви, которые ты знаешь.

Никто не запомнит тебя за твои мысли. Проси мудрости и силы, чтобы говорить о том, что чувствуешь. Покажи твоим друзьям, как они важны для тебя. Если ты не скажешь этого сегодня, завтра будет таким же, как вчера. И если ты этого не сделаешь никогда, ничто не будет иметь значения.

 



Сколько было слез и ночей без сна,
Казалось мне что без тебя я умереть должна
Когда стоял ты у окна,
Казалось, что твоя спина закрыла мир,
Я из него уйти должна.

Но я жива, я поняла, что зря из-за тебя
Ночей бессоных столько провела,
Переборола я себя и победила я себя,
И все уверенней в себе
Я становлюсь день ото дня.

Да, я живу, я вновь живу,
И высоко опять сегодня голову держу,
И даже встретить не боюсь тебя ничуть
Я так легко могу в глаза твои взглянуть.

И я не та, давно не та, девчонка глупая,
Которой ты тогда сказал "прощай",
И под прошлым для меня
Подведена давно черта.
Ты так и знай,
Ты так и знай,
Ты так и зна-а-а-ай.

Зря ты думаешь теперь, что свободна я
И что пойду я за тобой, лишь помани меня.
Моя любовь лишь для того, кто дорожить
Умеет мной и только мной,
На целом свете мной одной.

Да, я жива, я поняла, что зря из-за тебя
Когда то слезы пролила,
Переборола я себя и победила я себя,
И все уверенней в себе
Я становлюсь день ото дня.

Да, я живу, я вновь живу,
И высоко опять сегодня говлову держу,
И даже встретить не боюсь тебя ничуть,
Я так легко могу в глаза твои взглянуть.

И я не та, давно не та, девчонка глупая,

Которой ты тогда сказал "прощай",
И под прошлым для меня
Подведена давно черта,
Ты так и знай,
Ты так и знай,
Ты так и зна-а-ай.

 

 
©Наталья Мостакова. Ставрополь 2012 ©
Hosted by uCoz