Александр Володин
5 февраля 2011 года в Санкт-Петербурге начал работу VII Всероссийский театральный фестиваль имени А.М. Володина “Пять вечеров”. Он был основан в 2004 году под знаком памяти о замечательном драматурге. За шесть сезонов предъявил зрителям лучшие современные постановки володинских пьес и занял особое место в фестивальном пространстве России.
Давайте и мы вспомним о драматурге, поэте, писателе , сценаристе Александре Володине:
Русский советский драматург, поэт, прозаик, сценарист А.М. Володин (настоящая фамилия - Лифшиц) родился 10 февраля 1919 года в Минске. Рано оставшись сиротой, он с детских лет воспитывался у дяди - московского врача. Свое детство и отрочество в трудные 1920-е годы Володин позднее называл ослепительно мрачными. После окончания школы и краткосрочных педагогических курсов он пошел работать учителем в сельскую школу. С детства писал стихи.
Незадолго до начала войны, в 1939 году, Володина забрали в армию. Вот как он вспоминал о начале войны и своем юношеском восприятии ее: "Война! Это значит - конец казарме, заграничные страны, и после победы - домой! Мы шли строем, но пели, хохотали, и командиры нас не останавливали. Было смешно, что женщины у ворот и дверей, глядя нам вслед, плакали". В его военных стихах есть такие строки:
В траншейных профилях земли
Мы пели. А над нами пели
снаряды. Плакали, скрипели
И подпевали, как могли.
В годы Отечественной войны он был связистом, сапером, участвовал в боях на Западном и Белорусском фронтах. Столкнувшись с тяготами военного времени, оказавшись на волосок от смерти, пережив ранение, контузию и госпиталь, восприятие войны изменилось. Как вспоминал А.Володин, "для меня годы, когда обо всем еще только мечталось, сменились годами, когда многое стало уже невозможно". После ранения Александр был демобилизован, уехал в Москву и поступил на сценарный факультет ВГИКа.
В 1949 году тридцатилетний Александр Володин окончил ВГИК и уехал в Ленинград, где работал редактором на киностудиях "Ленфильм" и "Леннаучфильм". Именно в Ленинграде Володин дебютировал как прозаик, опубликовав в 1953 году несколько рассказов. В 1954 году вышла его первая книга - "Рассказы", обозначившая интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Первая же пьеса Володина - "Фабричная девчонка" (1956) шла в театрах Москвы, Ленинграда, в других городах нашей страны и за рубежом и пользовалась большим успехом. Эта пьеса, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе "оттепели" с рутиной, бюрократизмом и догматизмом, за год сделала его одним из самых популярных драматургов, принесла Володину широкую известность, долгие годы не сходила с советской сцены.
Через три года появляется пьеса "Пять вечеров" (1959), затем - "В гостях и дома" (1960), "Моя старшая сестра" (1961), "Идеалистка" (1962). Через двадцать лет, в 1979 году, пьеса "Пять вечеров" была экранизирована Н.Михалковым и по-прежнему имела успех, так как внушала веру в жизнь, обращалась к достоинству человека, звала к свободному выбору своей судьбы. Володин стал драматургом ленинградского БДТ, а вскоре и московского театра "Современник".
В 1967 году по пьесе А.М. Володина режиссером Георгием Натансоном был снят фильм "Старшая сестра", ставший одним из самых любимых. Популярности фильма способствовал и замечательный актерский состав - Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев, Михаил Жаров, Леонид Куравлев, Инна Чурикова. Следующей киноработой стал сценарий к мелодраме "Загадочный индус". Этот фильм о добром, отзывчивом актере цирка, Викторе Михайловиче Кукушкине, снятый режиссером Петром Тодоровским в творческой мастерской Григория Чухрая, вышел в 1968 году под названием "Фокусник".
В конце 1960-х годов в драматургии Володина возникает новый жанр - пьеса-притча. К этому жанру относят пьесы: "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Кастручча" (1968, пост. 1988), "Мать Иисуса" (1970, пост. 1988), а также трилогию о первобытных людях "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Выхухоль", "Ящерица" (1969; пост. 1982). Все, кто любит театр, восхищались его великолепными пьесами. Говорили, что если бы Чехов жил в наше время, он удостоил бы пьесы Володина похвалы. Театроведы утверждали: "володинский театр" определил репертуарную эпоху десятилетий. Володин был одним из немногих людей в советском театре, кто доказывал от пьесы к пьесе право человека на частную жизнь, на личные привязанности, на одиночество, говорил о слабости и непонимании со стороны других.
Поклонники таланта драматурга заговорили о "кинематографе Володина". Многие фильмы, поставленные ведущими отечественными режиссерами по его пьесам, вошли в "золотой фонд" российского кино и были отмечены на международных кинофестивалях.
Знаменитый драматург, Володин был менее известен как поэт, хотя стихи писал с детства. Александр Володин - лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство" (1996), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999), премии "Триумф" (1999). Лауреат литературной премии "Северная Пальмира" (1996). Он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, медалями.
После смерти драматурга в Санкт-Петербурге была учреждена премия имени Александра Володина.
Имя петербургского поэта и драматурга Александра Володина знакомо всем, кто любит кино и театр. Любимые кинофильмы, знаменитые спектакли еще товстоноговского БДТ и ефремовского "Современника", поставленные по его сценариям и пьесам, всегда запоминались своей уникальной интонацией, негромким, совсем не назидательным голосом человека, который знает о жизни что-то такое, о чем мы сами и не догадывались, мимо чего мы проходим не замечая. Пьесы Володина не устаревают. У них всегда был и есть свой зритель - человек интеллигентный, способный к сопереживанию. Человек, уважающий свои права, но не забывающий и о своих обязанностях, сверяющий их с нравственными императивами.
"Я уходящий объект, как снег в марте. Того и глядишь, растаю. Как хорошо однажды понять, что ты человек прошлого. Знакомые думают, что они знают тебя, а на самом деле они помнят тебя". Александр Володин
Своей миссией театральный фестиваль "5 вечеров" считает поиск новых имен драматургов. Еще одна примета предстоящих "Пяти вечеров" - активное участие молодежи, которая была привлечена к формированию фестивальной афиши.
Фестиваль открыл новые имена, дал толчок к созданию новых спектаклей, объединил людей, которые жили в эпоху Володина, и молодых, открывающих для себя это время не как экзотическое “ретро”, а как составную часть собственной биографии.
***
И л ь и н. Началась война - она одна меня провожала. Сидим на машинах, женщины кругом ревут, а она смотрит снизу вверх и говорит: "Видишь, какая у тебя будет бесчувственная..." - и запнулась. Спрашиваю: "Что?" Моторы тарахтят, не слышно. "Что ты сказала, не понял!" - "Я сказала: видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена". Машины тронулись, она бежит сзади. Бежит и молчит. Потом мотор, что ли, заглох - остановились. И она остановилась. Прислонилась к водосточной трубе, смотрит. Опять поехали, она опять побежала. Потом отстала...
***
Т а м а р а. Они уже сидят на машинах, все кругом плачут. А я ему говорю: "Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена"... Славик, ты не злись. Ведь кончено!
С л а в а. А если кончено, зачем предаваться воспоминаниям?
Т а м а р а. Потому и предаюсь. Раньше ведь не предавалась. Машины тронулись, и я побежала. Потом их машина почему-то стала, и я остановилась, смотрю на него. Опять поехали, я опять побежала.
С л а в а. Я только одного не пойму. Это в романах влюбляются неизвестно за что, а в жизни все-таки любят за что-то.
|
|