Началось господство советского фоторепортажа.
На фотографическом небосклоне сияет множество звезд. Одни из них горят ярко, другие — слабее. Со временем вспыхивают новые звезды, а иные гаснут навсегда. Но есть такие, чей свет настолько ярок, что астрономы называют их «звездами первой величины». Посмотрим на некоторые из них поближе.
Александр Родченко говорил:
«Мне неважно, как и всякому культурному человеку, кто сказал «А», важно это «А» расширить и использовать до конца, чтоб была возможность сказать «Б».
«Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте». «Мы не видим то, на что смотрим. Мы не видим замечательных перспектив-ракурсов и положений объектов. Мы, приученные видеть
привычное и привитое, должны раскрыть мир видимого. Мы должны революционизировать наше зрительное мышление. Мы должны снять с глаз пелену. Снимайте со всех точек, кроме «пупа», пока не будут признаны все точки. И самыми интересными точками современности являются точки «сверху вниз» и «снизу вверх», и их диагонали».
Реформатор фотоэстетики
В России реформатором фотоэстетики стал Александр Родченко Родился он в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу. В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Его напарником был Владимир Маяковский — истинный реформатор литературного стиля. Сначала Родченко заказывал фотоснимки фотографам, но, поскольку результаты съемок его не удовлетворяли, он решил овладеть фотоискусством самостоятельно. Ни Родченко, ни Моголи Надь не оканчивали художественных академий. Им одинаково чужд был дух академизма. Оба увлекались социальными событиями и не сожалели о прошлом. Но на этом их схожесть заканчивалась. Моголи Надь более формалистичен, первоочередной задачей он ставил поиск невиданной формы. Многие его работы столь экспериментальны, что смысл съемки оказывается под вопросом. Родченко также отыскивал новые формы, но в его работах, за редким исключением, всегда ясен сюжет и цель съемки. Родченко как художник создавал новую эстетику собственной практикой, своими снимками, без манифестов. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра. С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми. Невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали постепенно стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет.
Автор клипа: Наталья Мостакова
А это мы... Все!
"Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?.. Все старо... Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении".